More

    ПОЛОЖЕНИЕ об учете, охране, реставрации и использовании объектов историко-культурного наследия

     

     

    Утверждено
    постановлением Правительства
    Кыргызской Республики
    от 20 августа 2002 года N 568

    ПОЛОЖЕНИЕ
    об учете, охране, реставрации и использовании объектов историко-культурного наследия

    (В редакции постановлений Правительства КР от 25 августа 2006 года N 614,  22 сентября 2014 года № 543)

    1. Общие положения

    1.1. Объектами историко-культурного наследия являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, представляющие историческую, научную, художественную или другую культурную ценность.

    Все объекты историко-культурного наследия, находящиеся на территории Кыргызской Республики охраняются государством.

    1.2. К объектам историко-культурного наследия относятся все виды историко-культурного наследия в соответствии со статьей 4 Закона Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия».

    К объектам историко-культурного наследия могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

    1.3. Государственное управление в области охраны и использования историко-культурного наследия осуществляется Правительством Кыргызской Республики через государственный орган по охране и использованию историко-культурного наследия, а также государственными органами и органами местного самоуправления (в дальнейшем — местные органы власти).

    Государственным органом Кыргызской Республики по охране и использованию историко-культурного наследия (в дальнейшем — государственный орган по охране памятников) является центральный орган государственного управления культурой.

    Центральный орган государственного управления культурой и подведомственные ему местные органы управления культуры (в дальнейшем — государственные органы охраны памятников) в пределах своей компетенции осуществляют государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства и др.

    (В редакции постановления Правительства КР от 22 сентября 2014 года № 543)

    1.4. На государственные органы охраны памятников в пределах их компетенции возлагаются:

    — осуществление государственного учета памятников истории и культуры;

    — установление режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных и мемориальных комплексов, историко-культурных заповедных территорий (мест) и зон охраны памятников;

    — научно-методическое руководство делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры;

    — планирование и организация работ по реставрации, консервации и ремонту памятников истории и культуры, рассмотрение научно-исследовательской и проектной документации на все виды работ на памятниках;

    — рассмотрение предоставляемых на согласование проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства;

    — организация использования объектов историко-культурного наследия и их пропаганда;

    — государственный контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности и гражданами правил охраны, использования, учета и реставрации объектов историко-культурного наследия, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и др. работ.

    1.5. Правила, инструкции и указания государственных органов охраны памятников по вопросам охраны, использовании, учета и реставрации памятников истории и культуры обязательны для предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и граждан.

    1.6. Государственные органы охраны памятников обязаны:

    — проверять соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации объектов историко-культурного наследия и, в случае необходимости, изучать состояние памятников независимо от того, в чей собственности или пользовании они находятся, составлять протоколы проверки сохранности памятников, давать указания по устранению выявленных нарушений;

    — приостанавливать работы по исследованию, реставрации, консервации, ремонту, приспособлению к использованию, реконструкции памятников истории и культуры и другие работы, ведущиеся па памятниках, в пределах их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных и мемориальных комплексах, историко-культурных заповедных территорий (мест), если эти работы осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов, методов научной реставрации, технических условий и иных правил;

    — приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для объектов историко-культурного наследия либо нарушений правил их охраны;

    — своевременно информировать правоохранительные органы Кыргызской Республики о правонарушениях и ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, предприятий, учреждений, общественных объединений, организаций и граждан, нарушающих нормы законодательства Кыргызской Республики о защите, сохранении и использовании памятников истории и культуры.

    (В редакции постановления Правительства КР от 22 сентября 2014 года № 543)

    1.7. Требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с государственными органами охраны памятников.

    1.8. Общества охраны памятников истории и культуры, научные общества, творческие союзы и другие общественные организации, а также граждане оказывают содействие государственным органам охраны памятников в осуществлении мероприятий по охране, использованию, выявлению, учету, реставрации и пропаганде объектов историко-культурного наследия.

    1.9. Особенности охраны, использования, учета и реставрации объектов историко-культурного наследия, находящихся в музеях (в том числе в музеях на общественных началах), библиотеках, архивах и в других организациях и учреждениях, устанавливаются в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики о музейном и архивном фондах Кыргызской Республики.

    1.10. Граждане и юридические лица, являющиеся собственниками объектов историко-культурного наследия, обязаны обеспечить их сохранность и защиту с обязательным выполнением требований в соответствии с законодательством в сфере охраны и использования историко-культурного наследия.

    (В редакции постановления Правительства КР от 22 сентября 2014 года № 543)

    1. Государственный учет объектов историко-культурного наследия

    2.1. Государственному учету подлежат все объекты историко-культурного наследия независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Жилые здания, являющиеся объектами историко-культурного наследия и находящиеся в частной собственности, подлежат государственному учету с согласия собственника.

    Государственный учет объектов историко-культурного наследия включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.

    Список представляет собой информационную систему, содержащую сведения о названии, месторасположении, датировке, степени изученности, состоянии, размерах, формах собственности, территориальных границах, а также о зонах охраны объектов историко-культурного наследия Кыргызской Республики.

    Порядок государственного учета памятников истории и культуры и форма учетных документов устанавливаются центральным органом государственного управления культурой, согласно Инструкции утвержденной в установленном порядке.

    Несоблюдение порядка учета является нарушением правил охраны памятников истории и культуры.

    (В редакции постановления Правительства КР от 22 сентября 2014 года № 543)

    2.2. Документы государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников, подлежат обязательному хранению в соответствующих центрах научной документации государственных органов охраны памятников.

    2.3. В целях выявления и учета объектов историко-культурного наследия предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать сведения о находящихся в их собственности или пользовании объектах, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в органы охраны памятников истории и культуры.

    Государственные органы охраны памятников проводят работу по выявлению таких объектов.

    При планировании работ по выявлению объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценности, государственными органами охраны памятников первоочередное внимание уделяется территориям, на которых намечается проведение различного рода народно-хозяйственных работ; районам, городам и другим населенным пунктам, для которых намечена разработка проектов районной планировки, генеральных планов городов, проектов детальной планировки, проектов реконструкции и перспективного развития.

    2.4. При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение государственной историко-культурной экспертизы. Государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии и в целях, определенных законодательством в сфере охраны и использования историко-культурного наследия. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в Списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

    Для проведения государственной историко-культурной экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.

    Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

    Объектами историко-культурной экспертизы являются:

    — объекты, обладающие признаками объекта историко-культурного наследия в соответствии с законодательством в сфере охраны и использования историко-культурного наследия;

    — земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;

    — документы и материалы, обосновывающие включение объекта историко-культурного наследия в списки объектов историко-культурного наследия;

    — документы и материалы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта историко-культурного наследия;

    — документы и материалы, обосновывающие отнесение объекта историко-культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам историко-культурного наследия Кыргызской Республики либо объектам всемирного культурного и природного наследия.

    (В редакции постановления Правительства КР от 22 сентября 2014 года № 543)

    2.5. Вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом центральным органом государственного управления культурой.

    2.6. Списки вновь выявленных объектов составляются по видам памятников по мере выявления объектов отдельно для каждого района, города, области.

    2.7. Объекты, зарегистрированные в Списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры, подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством Кыргызской Республики об охране памятников истории и культуры.

    Указанные списки направляются местными государственными органами охраны памятников в государственный орган по охране памятников, а также передаются в местные органы власти, местные органы строительства и архитектуры в целях обеспечения сохранности вновь выявленных объектов при отводе участков, планировке и застройке в районах их местонахождения.

    2.8. Государственные органы охраны памятников организуют обследование и изучение включенных в Списки вновь выявленных объектов, составление на них учетных документов.

    На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, а также краткое описание и иллюстративный материал.

    2.9. На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ.

    Собственнику объекта историко-культурного наследия, включенного в список, государственным органом по охране памятников выдается паспорт объекта историко-культурного наследия (далее — паспорт).

    В паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта историко-культурного наследия (вид, описание границ территории, фотографическое изображение объекта; сведения о собственнике объекта, пользователе объектом, собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект историко-культурного наследия).

    Положение о паспорте (его описание, порядок оформления и выдачи) утверждается Правительством Кыргызской Республики.

    При осуществлении сделок с недвижимыми объектами историко-культурного наследия или участком водного объекта, в пределах которого располагаются археологические объекты, паспорт является одним из документов, представляемых в обязательном порядке в государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    (В редакции постановления Правительства КР от 22 сентября 2014 года № 543)

    2.10. Для ансамбля, комплекса недвижимых памятников истории и культуры, исторического центра города, другого населенного пункта, квартала, площади, улицы, историко-культурного заповедника составляются:

    — учетная карточка и паспорт на указанные объекты в целом;

    — учетные карточки и паспорта для каждого отдельного памятника;

    — историко-архитектурный опорный план.

    2.11. Учетная карточка и паспорт составляются в трех экземплярах и передаются в установленном порядке соответствующим государственным органам по охране памятников.

    2.12. Учетная карточка и паспорт памятника подлежат дополнению при получении новых данных о памятнике. Эти данные оформляются вкладышами и рассылаются в соответствующие организации, указанные в п.2.11.

    2.13. Вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника.

    2.14. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.

    2.15. Недвижимые объекты историко-культурного наследия подразделяются на памятники международного, республиканского и местного значения в соответствии с их научной, художественной, исторической или другой культурной ценностью.

    Отнесение недвижимых объектов историко-культурного наследия к одной из указанных категорий производится при принятии памятников на государственный учет.

    Государственные списки недвижимых памятников составляются по категориям и видам памятников.

    2.16. Проекты государственных списков недвижимых памятников местного значения подготавливаются местными государственными органами охраны памятников на основе списков вновь выявленных объектов и учетных документов каждого объекта и утверждаются местными органами власти.

    Списки памятников местного значения включают все расположенные на соответствующей территории памятники определенного вида, независимо от того, будут ли некоторые из них включены в последующем в государственные списки другой категории.

    2.17. Проекты государственных списков недвижимых памятников истории и культуры республиканского значения подготавливаются на основе государственных списков памятников местного значения и списков вновь выявленных объектов, из которых отбираются наиболее значительные памятники и объекты с учетом рекомендаций местных государственных органов охраны памятников, научных учреждений, общественных организаций, специалистов и утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

    2.18. Проекты государственных списков недвижимых памятников международного значения подготавливаются на основании государственных списков памятников республиканского значения и утверждаются в соответствии с требованиями международных норм.

    2.19. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры пополняются вновь выявленными памятниками.

    2.20. Местные государственные органы охраны памятников обязаны вести учет всех находящихся на их территории недвижимых памятников истории и культуры и принимать меры к обеспечению соблюдения правил охраны и использования памятников международного, республиканского и местного значения. В этих целях они могут вести сводные списки всех памятников, находящихся на их территории и использовать другие виды учета.

    2.21. Исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков не допускается на основании статьи 27 Закона Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия».

    2.22. Собирание старинных документальных памятников, произведений древней живописи и древнего декоративно-прикладного искусства организациями либо гражданами допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых центральным органом государственного управления культурой по рекомендации соответствующих научных, общественных или иных организаций.

    Специальные разрешения гражданам на собирание указанных культурных ценностей подлежат обязательной регистрации в тех местных государственных органах охраны памятников, на территории которых разрешено собирание этих ценностей.

    Данные о всех собранных культурных ценностях организации и граждане обязаны представить в местные государственные органы охраны памятников, зарегистрировавшие разрешение на собирание, для регистрации собранных предметов, представляющих историческую, научную, художественную или другую культурную ценность, в списках вновь выявленных объектов.

    2.23. В случае нарушения организациями или гражданами порядка собирания культурных ценностей, разрешение на их собирание подлежит аннулированию, а собранные предметы изымаются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    2.24. Предприятия, организации, учреждения или граждане, в собственности или пользовании которых находятся объекты историко-культурного наследия, обязаны сообщать в местные государственные органы охраны памятников о предполагаемом отчуждении или перемещении памятников для внесения необходимых изменений в документы по учету и охране памятников.

    2.25. Комиссионные, букинистические и антикварные магазины, а также скупочные пункты обязаны сообщать соответствующим государственным органам охраны памятников о поступлении к ним культурных ценностей до передачи их в продажу или иной реализации для решения вопроса о принятии ценностей на государственный учет как памятников истории и культуры и приобретении их государством в порядке преимущественного права покупки.

    2.26. Учреждения и организации, в которые в установленном порядке поступают вновь выявленные объекты историко-культурного наследия, представляющие историческую, научную, художественную и другую культурную ценность, обязаны сообщать об этом в соответствующие государственные органы охраны памятников для решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры.

    2.27. Найденные гражданами объекты историко-культурного наследия, которые представляют историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и собственник которых не установлен или в силу закона утратил на них право, предъявляются государственным органам охраны памятников для решения вопроса о принятии их на государственный учет как объектов историко-культурного наследия.

    III. Обеспечение сохранности объектов историко-культурного наследия

    3.1. Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящиеся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики в сфере охраны и использования историко-культурного наследия.

    (В редакции постановления Правительства КР от 22 сентября 2014 года № 543)

    3.2. Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики об охране объектов историко-культурного наследия.

    3.3. Государственные органы охраны памятников устанавливают на каждом недвижимом объекте историко-культурного наследия охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указания о том, что памятник охраняется государством.

    Образцы охранных досок, устанавливаемых на недвижимых объектах историко-культурного наследия, утверждаются центральным органом государственного управления культурой.

    3.4. В целях обеспечения сохранности недвижимых объектов историко-культурного наследия градостроительные органы при разработке проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов реконструкции и дальнейшего развития городов и других населенных пунктов привлекают специализированную организацию по изучению, проектированию и реставрации историко-культурного наследия за счет средств местного бюджета для разработки:

    — карты-схемы расположения памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства на территории республики, области, районов;

    — опорных историко-архитектурных планов городов и других населенных пунктов.

    Указанные карты-схемы и опорные планы согласовываются с центральным органом государственного управления культурой и утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

    3.5. В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются зоны охраны памятников: охранная зона, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта, режим содержания и использования которых определяется государственными органами охраны памятников. Проекты охраняемых зон объектов республиканского значения разрабатываются специализированной в сфере охраны памятников научно-проектной организацией и утверждаются центральным органом государственного управления культурой. Проекты охраняемых зон объектов международного значения утверждаются Правительством Кыргызской Республики по представлению центрального органа государственного управления культурой.

    (В редакции постановления Правительства КР от 25 августа 2006 года N 614)

    3.6. Проекты охраняемых зон памятников разрабатывается и утверждается отдельно на каждый памятник истории, археологии, архитектуры и градостроительства. При разработке генеральных планов, проектов детальной планировки, строительства дорог, мостов и застройки населенных мест в них включаются утвержденные зоны охраны памятников.

    (В редакции постановления Правительства КР от 25 августа 2006 года N 614)

    3.7. В пределах зон охраны памятников земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима, установленного для зон охраны.

    В пределах зон охраны памятников запрещаются производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения центрального органа государственного управления культурой Кыргызской Республики.

    Разрешение на проведение работ в пределах указанных зон может быть выдано соответствующим государственным органом охраны памятников по представлению местных органов власти.

    При выдаче разрешения, в том числе на использование земель для нужд сельского хозяйства, государственный орган по охране памятников определяет при необходимости мероприятия по обеспечению сохранности памятников, осуществление которых возлагается на предприятия, учреждения, организации и граждан, заинтересованных в проведении работ.

    3.8. Местные органы власти вправе ограничивать или запрещать движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к объектам историко-культурного наследия или проходящим через зоны их охраны, если создается угроза для существования памятников.

    3.9. Сохранность природных и искусственных ландшафтов и произведений садового и паркового искусства, отнесенных к объектам историко-культурного наследия, обеспечивается государственными органами по охране памятников совместно с другими заинтересованными органами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по охране объектов историко-культурного наследия и об охране окружающей среды.

    3.10. Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены решениями Правительства Кыргызской Республики историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них положения.

    В исключительных случаях им может быть придан статус «национальный».

    Историко-культурные заповедники подразделяются на заповедники международного, республиканского и местного значения.

    (В редакции постановления Правительства КР от 25 августа 2006 года N 614)

    3.11. Предложение об объявлении ансамбля или комплекса памятников истории и культуры историко-культурным заповедником международного или республиканского значения вносится центральным органом государственного управления культурой в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики.

    3.12. Территория историко-культурного заповедника изымается из сельскохозяйственного или иного хозяйственного пользования и передается в пользование заповедника, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

    В целях обеспечения охраны историко-культурных заповедников устанавливается охранная зона, зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта. Па зоны охраны этих заповедников распространяются порядок установления зон, режим содержания и использования их, а также другие требования, предусмотренные настоящим Положением для зон охраны памятников.

    3.13. Исторические центры, кварталы, площади, улицы, памятные места, культурные слои древних городов и других населенных пунктов, природные и искусственные ландшафты, представляющие особую историческую, археологическую, градостроительную и архитектурную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедными территориями (местами) государственными органами охраны памятников в порядке, установленном законодательством республики.

    Охрана заповедных территорий (мест) осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

    На заповедных территориях (местах) запрещаются производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих государственных органов охраны памятников.

    В пределах заповедных территорий (мест) земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, которые несут ответственность за соблюдение режима, установленного положением о данной заповедной территории (месте).

    Обеспечение соблюдения установленного положением режима содержания и использовании заповедных территорий (мест) возлагается на местные органы власти и соответствующие государственные органы охраны памятников.

    3.14. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат обязательному согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также с другими органами и организациями в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    Списки указанных городов и других населенных пунктов утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

    3.15. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования объектов историко-культурного наследия, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятников.

    Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную документацию на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.

    3.16. Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом местному государственному органу охраны памятников и приостановить работу.

    Местный государственный орган охраны памятников обеспечивает обследование обнаруженных объектов и выявление их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, а также определяет мероприятия по обеспечению сохранности этих объектов.

    3.17. В случае принятия государственными органами охраны памятников решения о приостановлении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ, предписание о приостановлении работ дается в письменной форме с указанием мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, а при нарушении правил охраны памятника, также требований об устранении нарушений. О приостановлении работ уведомляются местные органы власти, учреждения банка, финансирующего работы, а также вышестоящий государственный орган охраны памятников.

    3.18. Работы, приостановленные государственным органом охраны памятников, могут быть возобновлены по его письменному разрешению лишь после устранения возникшей для памятника опасности или допущенного нарушения правил их охраны.

    3.19. Финансирование мероприятий по обеспечению сохранности памятников или вновь выявленных объектов, предусмотренных пунктами 3.15, 3.16, 3.17 настоящего Положения, ответственность за их выполнение возлагается на предприятие, учреждение и организацию осуществляющие строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы.

    3.20. Снос, перемещение и изменение облика недвижимых памятников истории и культуры запрещается. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом случае разрешения Правительства Кыргызской Республики в отношении памятников международного значения и центрального органа государственного управления культурой — в отношении памятников республиканского и местного значения.

    3.21. Организация, возбудившая ходатайство о сносе, перемещении или изменении облика недвижимого памятника истории и культуры, обязана получить заключение по этому вопросу Правительства Кыргызской Республики или центрального органа государственного управления культурой в зависимости от категории памятника.

    3.22. Перемещение или изменение облика недвижимого памятника истории и культуры может быть произведено предприятием, учреждением, организацией, получившей разрешение на проведение этих работ, только после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятника при его перемещении или изменении. Перечень этих мероприятий устанавливается соответствующим государственным органом охраны памятников.

    Снос недвижимого памятника истории и культуры может быть осуществлен только после изучения и фиксации памятника государственным органом охраны памятников.

    Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет предприятия, учреждения, организации, получившей разрешение на снос, перемещение или изменение памятника.

    3.23. Осуществление специальных работ по изучению памятников истории и культуры допускается только при наличии разрешений на изучение памятников, выдаваемых в порядке, определяемом центральным государственным органом охраны памятников истории и культуры.

    3.24. Ведение разведок, раскопок и иных исследований памятников археологии, включая подводные, допускается только при наличии специального разрешения открытого листа, который выдается полевым комитетом Института истории Национальной академии наук Кыргызской Республики и регистрируются государственным органом по охране памятников.

    Открытые листы возвращаются выдавшему их органу по окончании срока исследований вместе с отчетом о проведенных на объекте работах. Также предоставляется отчет государственному органу по охране памятников по результатам проведенных исследований.

    Организации, ведущие все виды строительных, дорожных работ или освоение целинных земель, разработку карьеров или возведение плотин, ведущих к затоплению или к существенному изменению ландшафта, обязаны на стадии инженерно-изыскательских работ получить заключение об археологическом обследовании на наличие или отсутствие памятников истории и культуры на отчуждаемой территории в соответствии с законодательством в сфере охраны и использования историко-культурного наследия.

    Заключение об археологическом обследовании выполняется Национальной академией наук Кыргызской Республики или иными научно-исследовательскими организациями за счет строительных организаций или собственников земли в установленном порядке в соответствии с законодательством в сфере охраны и использования историко-культурного наследия.

    Хозяйственные работы, в случае возникновения в процессе этих работ угрозы сохранности объектов историко-культурного наследия либо нарушения правил их охраны, могут быть приостановлены либо запрещены в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

    Открытый лист для археологических раскопок на объектах, требующих дальнейшего сохранения и использования, регистрируются только при наличии финансовых гарантий для проведения полного комплекса охранных мер после завершения археологических исследований: консервации, реставрации и музеефикации в соответствии с международными стандартами. Самовольное производство археологических работ, в том числе подводных, признается незаконным и наказывается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    (В редакции постановлений Правительства КР от 25 августа 2006 года N 614, 22 сентября 2014 года № 543)

    3.25. Ведение археологических исследований памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства или ведение таких исследований на территориях их зон охраны допускается при наличии у исследователей наряду с открытым листом специального разрешения государственного органа охраны памятников на изучение памятников.

    3.26. Государственные музеи, библиотеки и архивы могут принимать по желанию владельцев на хранение предметы, документы, их коллекции или собрания, являющиеся памятниками истории и культуры, и обеспечивают сохранность принятых памятников и беспрепятственное предоставление их в пользование владельцев.

    Пользование сданными на хранение памятниками без разрешений владельца запрещается.

    3.27. Вывоз памятников истории и культуры за пределы Кыргызской Республики запрещается. Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения, выдаваемого в установленном порядке центральным органом государственного управления культурой.

    3.28. В целях развития международного культурного обмена разрешается временный вывоз памятников истории и культуры за пределы Кыргызской Республики с соблюдением правил и условий, специально устанавливаемых для каждого случая центральным органом государственного управления культурой.

    3.29. Памятники истории и культуры, являющиеся собственностью иностранных государств и лиц, временно ввозимые в Кыргызскую Республику в целях культурного обмена, охраняются государством.

    Предоставление государственных гарантий охраны памятников истории и культуры, ввозимых на территорию Кыргызской Республики в целях культурного обмена, осуществляется в каждом отдельном случае на основании соответствующих договоров.

    1. Использование объектов историко-культурного наследия

    4.1. Объекты историко-культурного наследия используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, нравственного, интернационального и эстетического воспитания.

    Использование объектов историко-культурного наследия в этих целях обеспечивается через сеть музеев, библиотек, выставок, историко-культурных заповедников, путем развития экскурсий, туризма и других форм пропаганды памятников.

    4.2. Использование объектов историко-культурного наследия в туристическо-экскурсионных, экспозиционных выставочных и других культурно-просветительских целях может производится только в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их градостроительной или природной среды.

    Недвижимые памятники истории и культуры (здания, сооружения), кроме использования в научных, культурно-просветительных и воспитательных целях, могут быть использованы также в хозяйственных и иных целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко-художественной ценности.

    4.3. Недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в собственности государства и могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением их использования в качестве жилых помещений), передаются в установленном порядке на баланс местных государственных органов охраны памятников для предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.

    Все учетно-инвентаризационные дела недвижимых памятников истории и культуры должны иметь в обязательном порядке отметку «памятник» с указанием типологии и категории.

    4.4. Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

    В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территории, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.

    Ответственность за соблюдением установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

    Формы охранных документов устанавливаются центральным органом государственного управления культурой.

    4.5. Охранно-арендные договоры заключаются между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, которым предоставляются недвижимые объекты историко-культурного наследия для использования в хозяйственных целях, и местными государственными органами охраны памятников, на балансе которых состоят эти памятники.

    За использование памятников на основании охранно-арендных договоров взимается арендная плата.

    Ставки арендной платы за пользование недвижимыми памятниками устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

    4.6. Охранные договоры заключаются между религиозными общинами, в пользовании которым предоставляются недвижимые объекты историко-культурного наследия для совершения в них религиозных обрядов, и местными государственными органами охраны памятников, на балансе которых состоят эти памятники.

    За пользование памятником культового назначения для отправления в них культовых обрядов арендная плата не взимается. При использовании религиозными общинами недвижимых памятников, их отдельных помещений, а также связанных с ними территорий и сооружений в хозяйственных или иных целях заключаются охранно-арендные договоры на общих основаниях.

    4.7. Охранные обязательства выдаются местным государственным органам охраны памятников:

    — государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, учреждениями, организациями и лицами, использующими объекты историко-культурного наследия для научных, культурно-просветительных, туристических и иных целей;

    — жилищными управлениями (отделами) местных органов власти, использующими недвижимые памятники (в соответствии с их характером и назначением) как жилые помещения;

    — общественными организациями и гражданами, в собственности которых находятся недвижимые памятники;

    — предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользование которым предоставлены земли с расположенными на них недвижимыми памятниками, за исключением памятников, используемых на основе охранно-арендных и охранных договоров;

    — предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользовании или собственности которых находятся движимые памятники.

    4.8. Предприятия, учреждения и организации, в пользование которым предоставлены памятники истории и культуры, при невыполнении условий охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств выплачивают неустойку в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

    4.9. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранно-арендными договорами, охранными договорами и охранными обязательствами, осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников.

    4.10. Мероприятия по обеспечению сохранности объектов историко-культурного наследия, не переданных в пользование предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и не находящихся в их собственности, проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами.

    4.11. Движимые памятники истории и культуры, находящиеся в собственности предприятий, организаций, учреждений и граждан, могут быть использованы с разрешения собственника памятника для научных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целей.

    На предприятия, учреждения, организации и граждан, использующих памятники в этих целях, возлагается ответственность за сохранность памятников, а в случае необходимости и при наличии согласия собственника памятника — за проведение работ по их реставрации, консервации или ремонту.

    4.12. Недвижимые памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с их характером и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, могут быть изъяты у предприятий, учреждений и организаций в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия».

    4.13. Движимые памятники истории и культуры, находящиеся в собственности или пользовании предприятий, учреждений и организаций, могут быть изъяты в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия».

    4.14. Если граждане не обеспечивают сохранности принадлежащих им памятников истории и культуры, то к ним допускается принудительное лишение прав собственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    1. Реставрация, консервация и ремонт объектов историко-культурного наследия

    5.1. Реставрация, консервация и ремонт объектов историко-культурного наследия осуществляются только с разрешения государственных органов охраны памятников и под их контролем.

    5.2. Правила ведения работ по реставрации, консервации и ремонту недвижимых объектов историко-культурного наследия устанавливаются центральным органом государственного управления культурой.

    5.3. Разрешение на проведение работ по реставрации, консервации и ремонту недвижимых объектов историко-культурного наследия выдается центральным органом государственного управления культурой.

    Разрешение выдается после рассмотрения и утверждения государственными органами охраны памятников проектно-сметной документации, разработанной специализированной в области реставрации и консервации памятников истории и культуры проектной организацией.

    В таком же порядке выдаются разрешения на проведение работ по реконструкции исторически сложившихся территорий городов и других населенных пунктов, по благоустройству и восстановлению территорий памятников, зон их охраны, связанных с ними территорий, сооружений, садов, парков, природных ландшафтов и на другие виды работ по сохранению памятников и приспособлению их к использованию.

    5.4. Все работы, связанные с реставрацией, консервацией и ремонтом недвижимых памятников истории и культуры, выполняются специализированной реставрационной организацией, по утвержденной государственным органом охраны памятников научно-проектной документации, при наличии лицензий и сертификатов на данные виды работ.

    5.5. Реставрация, консервация и ремонт движимых объектов историко-культурного наследия проводятся в порядке, устанавливаемом центральным органом государственного управления культурой.

    5.6. Работы по реставрации, консервации и ремонту объектов историко-культурного наследия при нарушении установленного порядка их проведения могут быть приостановлены государственными органами охраны памятников впредь до устранения выявленных нарушений.

    5.7. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников, а также за счет средств республиканского и местного бюджета.

    Реставрация, консервация и ремонт памятников, являющихся государственной собственностью и не переданных в пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляются за счет средств, указанных в пункте 4.10 настоящего Положения.

    1. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании объектов историко-культурного наследия

    6.1. Лица, виновные в невыполнении правил охраны, использовании, учета и реставрации объектов историко-культурного наследия, в нарушении режима зон охраны памятников, а также в других нарушениях законодательства об охране и использовании памятников, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    6.2. К лицам, виновным в нарушении правил охраны и использования объектов историко-культурного наследия, если эти действия по своему характеру не влекут уголовной ответственности, могут быть применены, в качестве меры административного взыскания, предупреждение или штраф в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    6.3. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред объекту историко-культурного наследия или его зон охраны, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник или его зоны охраны, а при невозможности этого возместить убытки в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    Материалы, связанные с определением вреда, причиненного объекту историко-культурного наследия, подготавливаются комиссиями, образуемыми в порядке, устанавливаемом центральным органом государственного управления культурой.

    Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением убытков, несут в установленном порядке материальную ответственность.

    6.4. Порядок и условия восстановления объектов историко-культурного наследия или их зон охраны определяются государственными органами охраны памятников с учетом соблюдения установленных правил реставрации, консервации и ремонта памятников.

    6.5. Воссоздание утраченного объекта историко-культурного наследия осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях — при особой исторической, научной, художественной, градостроительной или иной общественной ценности. Решение о воссоздании утраченного объекта историко-культурного наследия за счет средств государственного бюджета принимается Правительством Кыргызской Республики по представлению государственного органа по охране памятников на основании заключения историко-культурной экспертизы, с учетом мнений заинтересованных лиц и организаций.

    (В редакции постановления Правительства КР от 22 сентября 2014 года № 543)

     

    Контакты

    • 720040, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Пушкина, 78
    • Tел.: +996 312 62-04-82
    • www.mkit.gov.kg
    • e-mail: mincultkr@mail.ru
    • Тел. – факс: +996 312 62-35-89

    ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    ЖОГОРКУ КЕНЕШ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ