Кыргыз жараны

adminminkult

КОНЦЕПЦИЯ развития гражданской идентичности — Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021-2026 годы

Введение Настоящая Концепция развития гражданской идентичности — Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021-2026 годы (далее — Концепция) является логическим продолжением Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике на 2013-2017 гг. Концепция выдвигает подход к построению гражданской идентичности — Кыргыз жараны, как объединяющей гражданской идентичности всех граждан Кыргызской Республики. В настоящее время реализуется Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 год, нацеленная на формирование единого сообщества граждан Кыргызстана — Кыргыз жараны, независимо от культурных, этнических и религиозных отличий объединенных стремлением укрепления суверенитета страны и ее благополучия. Кыргыз жараны — это гражданин Кыргызской Республики, который имеет права и обязанности в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики независимо от этнической, религиозной, социальной и региональной принадлежности. «Кыргыз жараны» исходит из названия страны — Кыргызская Республика, и является общегражданской идентичностью, объединяющей все этнические сообщества при сохранении ими своей этнокультурной идентичности. Возросла актуальность формирования развития объединяющей общегражданской идентичности в свете последних событий 2020 года. Развитие гражданской идентичности достигается путем создания равных условий и возможностей для участия Кыргыз жараны в социально-экономической и общественно-политической жизни страны, сохранения многообразия и повышения толерантности в обществе. Толерантность и понимание ценности многообразия требуют готовности к активному сотрудничеству, партнерству и совместной деятельности между различными социальными группами и этническими сообществами. Осознание себя гражданами Кыргыз жараны должно стать частью образования, культуры, воспитания и развития личности, формируемые семьей, сообществом и государством. При этом государственный язык должен стать важным условием, обеспечивающим объединение граждан Кыргызской Республики. В продвижении идей Концепции развития гражданской идентичности Кыргыз жараны и сохранении многообразия особую роль должны играть органы государственного и муниципального управления, призванные обеспечить реализацию, закрепленных конституционных норм и уважение потребностей каждого гражданина.

  1. Принципы, цель, основные приоритеты и ожидаемые результаты настоящей Концепции

Основные принципы Концепции: — ориентированность на соблюдение закрепленных конституционных норм и законов Кыргызской Республики; — равенство и не дискриминация граждан Кыргызской Республики независимо от этнической, религиозной, социальной и региональной принадлежности; — добровольность, уважение и признание многообразия, обеспечение баланса между правами и обязанностями граждан, позициями различных групп, придерживающихся различных точек зрения; — взаимодействие и партнерство всех заинтересованных сторон в развитии и продвижении гражданской идентичности и государства. Цель настоящей Концепции: развитие благоприятной среды для развития и продвижения гражданской идентичности — Кыргыз жараны. Приоритетные направления настоящей Концепции:

  1. Формирование осознанного понимания гражданской идентичности Кыргыз жараны.
  2. Укрепление единства народа Кыргызстана, повышение толерантности и сохранение уважения к ценностям многообразия.
  3. Развитие и продвижение государственного языка, сохранение и развитие многоязычия.
  4. Создание равных условий в доступе к управлению и процессам принятия решений.
  5. Повышение доверия к политическим институтам и органам государственной власти.

Ожидаемые результаты настоящей Концепции: — Обеспечены условия и запущены механизмы продвижения гражданской идентичности — Кыргыз жараны и осознание всеми гражданами себя Кыргыз жараны. — Граждане Кыргызской Республики проявляют гражданскую активность в общественно-политической и социально-экономической жизни страны (рост участия в выборах, в уплате налогов, в процессе принятия решений на местном уровне и др.). — Созданы условия для развития государственного языка и владения государственным языком всеми гражданами Кыргызской Республики. — Созданы условия для сохранения и развития многоязычия и многообразия. — Обеспечена представленность разных этнических сообществ в системе государственного управления, включая судебные и правоохранительные органы, и органы местного самоуправления. — Повышено доверие граждан к политическим институтам и органам государственной власти.

  1. Основные направления и стратегические задачи развития и продвижения гражданской идентичности — Кыргыз жараны

Для достижения поставленной цели настоящей Концепции в рамках приоритетных направлений определяются следующие стратегические задачи для формирования и развития гражданской идентичности в Кыргызской Республике до 2026 года. Направление 1: Формирование осознанного понимания гражданской идентичности — Кыргыз жараны Достижение осознанного понимания гражданской идентичности — Кыргыз жараны потребует обеспечения реального равноправия граждан, реализации их конституционных прав и обязанностей через совершенствование национального законодательства и повышение уровня правовой и политической культуры населения страны. Понятие Кыргыз жараны — как концепт развития гражданской идентичности необходимо обсуждать и тщательно адаптировать к потребностям и особенностям различных групп населения. Это потребует активной информационно-разъяснительной работы со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, СМИ и организаций гражданского общества. Ключевая роль в процессе развития гражданской идентичности отводится системе образования, науки, культуры, СМИ и социальным сетям, которая должна в полной мере обеспечить возможности для интеграции и формирования гражданской идентичности и, прежде всего, через гражданское образование, развитие правовой культуры и реализацию проектов нацеленных на объединение граждан и гордость принадлежности к стране. Стратегические задачи: — Формирование понимания у граждан концепта Кыргыз жараны. Разработка информационных продуктов и реализация коммуникационной стратегии по информированию населения об основных целях и задачах Концепции. — Внедрение проектов (мероприятий), направленных на развитие гражданской идентичности и гражданского осознания Кыргыз жараны через государственные органы и органы местного самоуправления, СМИ, организации гражданского общества, включая религиозных лидеров и гражданских активистов. — Внедрение в систему образования и воспитания детей и молодежи понятия гражданской идентичности — Кыргыз жараны и развитие гражданского образования. Направление 2: Укрепление единства народа Кыргызстана, повышение толерантности и сохранение уважения к ценностям многообразия Укрепление единства народа Кыргызстана, повышение толерантности и сохранение уважения к ценностям многообразия являются важными условиями, обеспечивающими развитие гражданской идентичности — Кыргыз жараны. Деятельность всех организаций на национальном и местном уровнях должна способствовать консолидации общества, при этом учитывать разнообразие интересов и потребностей различных региональных и этнических сообществ, религиозных конфессий и т.д. и формировать общегражданские интересы Кыргыз жараны. Для продвижения понятия Кыргыз жараны — следует использовать весь имеющийся потенциал системы образования, науки, медиа-ресурсов, искусства, культуры, спорта и др. Также необходимо усиление взаимодействия и сотрудничества между государственными органами, СМИ и гражданским обществом. Ассамблея народа Кыргызстана (АНК) и другие общественные объединения должны стать проводниками идеи укрепления единства народа и развития гражданской идентичности — Кыргыз жараны. Основной целью АНК должно стать всемерное содействие укреплению межэтнического согласия, гражданского мира и единства народа Кыргызстана, а также формирование совместной ответственности и гордости у этнических сообществ за развитие и процветание государства. Стратегические задачи: — Обеспечение необходимой правовой среды для продвижения гражданской идентичности — Кыргыз жараны с сохранением многообразия общества. — Расширение и закрепление поликультурного образования. — Внедрение механизмов стимулирования и мотивации идеи толерантности и гражданского единства через все каналы коммуникации. — Повышение уровня взаимодействия и сотрудничества между группами различной региональной, религиозной, этнической и иной принадлежности через реализацию совместных проектов и мероприятий. — Повышение статуса АНК как проводника идеи укрепления единства народа и развития гражданской идентичности — Кыргыз жараны. Направление 3: Развитие и продвижение государственного языка, сохранение и развитие многоязычия Знание и владение государственным языком является важным объединяющим фактором, обеспечивающим развитие гражданской идентичности. Развитие и продвижение государственного языка становится необходимым условием реализации Концепции. При этом важно сохранять и развивать многоязычие. Развитие многоязычия связано с сохранением и развитием родного языка каждого этноса проживающего в Кыргызстане. В сохранении и развитии языковой самобытности и интеграции этнокультур единого народа Кыргызстана важную роль играет Ассамблея народа Кыргызстана. Официальный (русский) язык продолжает занимать важное место как язык межэтнического общения и сохраняет свою востребованность в жизни общества. Необходимо развивать и внедрять многоязычное образование, которое способно формировать Кыргыз жараны как граждан, свободно владеющих родным, государственным, официальным и иностранными языками. Стратегические задачи: — Развитие государственного языка, совершенствование методики и повышение качества преподавания государственного языка. — Продвижение и стимулирование овладения гражданами государственным языком. — Сохранение и развитие многоязычного образования, возможностей для владения официальным, родным и иностранными языками. Направление 4: Создание равных условий в доступе к управлению и процессам принятия решения Обеспечение равных условий в доступе к управлению государством всем гражданам независимо от пола, возраста, этнической, религиозной и других различий является важной задачей государства в формировании гражданской идентичности. В стране созданы различные механизмы обеспечения гражданского участия в формировании государственной политики и процессах принятия решений, такие как общественные советы при органах государственной власти, общественные слушания и консультации с группами интересов, курултаи и гражданские форумы. Однако многие из них работают недостаточно эффективно, требуется дальнейшее развитие действующих механизмов и внедрение новых. Необходимо обеспечить равные условия в доступе к управлению и процессам принятия решения представителей различных социальных групп населения, расширить участие этнических сообществ в политической жизни страны и их представленность в органах управления на центральном и местном уровнях. Стратегические задачи: — Развитие национального законодательства для обеспечения равноправного и справедливого участия граждан в процессах принятия решений, доступе к ресурсам и управлению независимо от этнической, религиозной, социальной и региональной принадлежности. — Повышение уровня представленности этнических сообществ в органах государственной власти, включая судебные и правоохранительные органы, и органах местного самоуправления. — Расширение возможностей и создание стимулов для вовлечения представителей различных социальных групп населения в процессы принятия решений. Направление 5: Повышение доверия к политическим институтам и органам государственной власти Развитие гражданской идентичности невозможно без обеспечения качественного государственного управления на национальном и местном уровнях, а также развития местного самоуправления, которое создает условия для реализации гражданских инициатив и в целом повышает активность граждан. В этих целях необходимо разработать систему повышения потенциала государственных и муниципальных служащих и внедрить ее на всех уровнях управления. В основе эффективного государственного управления лежит справедливая судебная система и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих правовую защиту граждан и соблюдение законности и прав человека. Процесс реформирования судебной системы и правоохранительных органов в Кыргызской Республике в настоящее время находится в активной фазе, идет поиск наиболее оптимальных решений, которые обеспечат формирование справедливого правосудия и рост доверия общества к институтам власти. На основе опыта кризиса 2010 г. в сфере межэтнических отношений в стране создана система органов управления на центральном и местном уровнях по предотвращению конфликтов и их мониторингу. Данная деятельность нуждается в значительном улучшении, особенно в сфере построения системы сбора данных и отчетности по реализации Концепции, на основе которой будут приниматься управленческие решения. Стратегические задачи: — Обеспечение верховенства закона (защита прав человека, справедливое правосудие, равные права, профессиональная и прозрачная правоохранительная система) и создание условий для равноправного доступа к правосудию для всех граждан. — Повышение управленческого потенциала государственного и местного управления для продвижения гражданской идентичности — Кыргыз жараны. Внедрение системы мониторинга и отчетности реализации Концепции с привлечением гражданского общества. III. Механизмы реализации настоящей Концепции Управление реализацией Концепции будет осуществляться в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики, а также Стратегией развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. и другими нормативными правовыми актами, а также правовыми нормами, вступившими в установленном порядке в силу согласно принятым международным обязательствам. Правительство Кыргызской Республики как орган исполнительной власти разрабатывает и реализует План действий в рамках реализации Концепции развития гражданской идентичности — Кыргыз жараны в Кыргызской Республике и осуществляет контроль исполнения предусмотренных мероприятий и действий (далее — План действий). Для координации деятельности государственных органов по реализации Плана действий будет создана межведомственная комиссия во главе с вице-премьер-министром Кыргызской Республики, которая включает в себя представителей государственных органов, органов местного самоуправления, Ассамблеи народа Кыргызстана, СМИ, организаций гражданского общества и гражданских активистов. Обязанности секретариата межведомственной комиссии будут возложены на Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики. При реализации настоящей Концепции развития гражданской идентичности Кыргыз жараны предусматривается сотрудничество Кыргызской Республики с международными организациями. Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики координирует и обеспечивает реализацию Концепции, имеет полномочия по проведению мониторинга деятельности министерств и ведомств по реализации Плана действий. Местные государственные органы и органы местного самоуправления реализуют План действий, принятый Правительством Кыргызской Республики.

  1. Мониторинг и оценка реализации настоящей Концепции

Важным элементом реализации настоящей Концепции является система мониторинга и оценки ее реализации. План действий будет включать в себя конкретные мероприятия в рамках каждого приоритетного направления и стратегической задачи, а также определять конкретные действия, индикаторы, сроки и ответственных за реализацию. Основные партнеры по реализации будут нести ответственность за сбор и анализ данных для мониторинга соответствующих мероприятий, входящих в сферу их обязанностей. Уполномоченному органу будет поручен сбор информации на основе мониторинга и подготовки регулярных отчетов о ходе реализации Плана действий и достижения цели настоящей Концепции. Уполномоченный орган — Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики обязан регулярно представлять межведомственной комиссии отчет о ходе реализации. Полугодовые и годовые отчеты также должны представляться Правительству Кыргызской Республики и межведомственной комиссии. Отчет о ходе реализации Национального Плана действий должен заслушиваться не реже одного раза в шесть месяцев. Результаты реализации настоящей Концепции должны представляться в Правительство Кыргызской Республики в установленном порядке. Под эгидой Аппарата Президента Кыргызской Республики будет проводиться среднесрочная и итоговая оценка реализации Концепции с привлечением организаций гражданского общества и гражданских активистов.