Историко — культурное наследие

Историко-культурное наследие Кыргызской Республики является важнейшей частью национальной культуры, основой национального самосознания, формирующей основополагающие принципы государственной культурной политики.

В Кыргызской Республике насчитывается около 2 тысяч недвижимых памятников истории, археологии, архитектуры и градостроительства, монументального искусства, имеющих особое значение для национальной истории и культуры Кыргызстана. Из них 583 объекта вошли в Государственный список памятников истории и культуры Кыргызской Республики республиканского значения, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения об учете, охране, реставрации объектов историко-культурного наследия Кыргызской Республики» от 20 августа 2002 года № 568.

По типологической принадлежности памятники истории и культуры являются:

— памятниками истории — 66 объектов;

— памятниками археологии — 335 объектов;

— памятниками градостроительства и архитектуры — 122 объекта;

— памятниками искусства — 53 объекта;

— памятниками истории культуры и природы — 7 объектов.

В республике ежегодно проводятся поэтапная инвентаризация памятников истории и культуры, научно-исследовательские работы по определению историко-культурной и художественной значимости памятников, их техническое обследование, оформление учетных документов (паспорта, охранные обязательства и охранные договоры).

По итогам проведения инвентаризации археологических памятников в Чуйской, Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской, Иссык-Кульской, Нарынской и Таласской областях установлено, что из 173 обследованных памятников — 25 археологических объектов и 28 объектов архитектуры требуют ремонтно-реставрационных и консервационных работ. На 76 объектов заведены паспорта, заключено 172 охранных договора и охранных обязательств с собственниками (пользователями) объектов.

В 2009 году в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО внесен Национальный историко-археологический музейный комплекс «Сулайман-Тоо», в 2014 году — городища «Красноречинское (Невакет)», «Ак-Бешим (Суяб)» и Республиканский археолого-архитектурный музейный комплекс башня «Бурана (Баласагын)».

В целях обеспечения сохранности объектов историко-культурного наследия в их исторической среде на сопряженной с ними территории устанавливаются зоны охраны объектов историко-культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и зоны охраняемых объектов природы или исторических ландшафтов. На территории республики разработаны проекты зон охраны 23 памятников истории и культуры Кыргызской Республики республиканского значения.

В течение 2013-2014 годов консервационные и ремонтные работы проведены на городищах «Красноречинское (Невакет)», «Ак-Бешим (Суяб)» и на объектах Национального историко-археологического музейного комплекса «Сулайман-Тоо».

Проблемы по охране и использованию историко-культурного наследия

Охрана, сохранение, использование и популяризация памятников истории и культуры требует значительных финансовых вложений, начиная от исследования, реставрации, консервации до музеефикации.

В связи с отсутствием должного ухода за памятниками истории и культуры происходит постепенное их разрушение. На сохранность объектов историко-культурного наследия также влияют такие факторы, как проводимая хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов, отсутствие юридического оформления земель, на которых расположены археологические и историко-культурные памятники.

Одной из основных проблем в сфере сохранения объектов историко-культурного наследия является ограничение средств на проведение реставрационных и ремонтных работ и дефицит квалифицированных кадров.

Проектно-сметная документация, составленная на объекты историко-культурного наследия, не согласовывается с государственным органом по охране памятников. Строительные и ремонтные работы проводятся организациями, не имеющими разрешения на осуществление работ, связанных с реставрацией объектов историко-культурного наследия, что приводит к утрате первоначального облика памятников.

Отсутствие проектов охранных зон объектов историко-культурного наследия приводит к тому, что памятники архитектуры, археологии и истории перестраиваются, меняется их облик, нередко сносятся под видом ветхого сооружения. Зачастую представители государственных органов и органов местного самоуправления без согласия государственного органа по охране памятников выдают разрешение на строительство в охранных зонах памятников, без учета вопросов их сохранности. Без заключения государственного органа по охране памятников осуществляется отвод земельных участков под освоение в хозяйственно-строительных и оборотных целях, а также разрабатываются и утверждаются проекты планировки, застройки, реконструкции городов и других населенных пунктов.

Проводимая государством земельная реформа по передаче земель в частную собственность, а также резко возросшая тенденция к освоению месторождений и прилегающих к ним территорий, строительство подъездных дорог к ним, отсутствие охранных мер привели к исчезновению либо порче множества памятников археологии. На территории республики в результате проведения хозяйственной и иной деятельности подвергается разрушениям подавляющая часть выявленных памятников археологии.

Если вопрос со статусом земельных участков, занятых памятниками, не будет урегулирован, то часть памятников в ближайшие 10-15 лет может быть утеряна.

Данная проблема также существует из-за отсутствия соответствующей информации о наличии памятников истории и культуры на той или иной территории. Планово-картографические материалы, земельно-учетная документация и топографические карты не содержат соответствующие знаки о наличии и расположении объектов историко-культурного наследия.

Существующая нормативно-правовая база в сфере историко-культурного наследия фактически не применяется в реальной юридической практике.

На местах государственные органы и органы местного самоуправления не выделяют средства на исследование, выявление, учет и охрану объектов историко-культурного наследия.

Историко-культурное наследие — сфера, которая при правильном подходе и эффективном использовании могла бы стать ресурсом повышения имиджа государства и развития сферы туризма. Однако памятники истории и культуры не используются в полной мере для привлечения туристов. На территории, где расположены многие  памятники истории и культуры, отсутствует соответствующая инфраструктура. Государственные органы и органы местного самоуправления не учитывают потенциал памятников истории и культуры для повышения привлекательности региона.