Приложение 1

(к постановлению

Кабинета Министров КР
от 15 ноября 2021 года № 251)

Положение

о Министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики

1. Общие положения

  1. Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики (далее – Министерство) является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере культуры, информации, молодежи, спорта, физической культуры, туризма и межэтнических отношений.
  2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конститутцией  Кыргызской Республики, законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, а также настоящим Положением.
  3. Министерство управляет деятельностью подведомственных и территориальных подразделений, учреждений.
  4. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, республиканских, областных, районных учреждений и подведомственных подразделений, территориальных подразделений районного уровня Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета на основании бюджетной сметы, а также иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
  5. Министерство обладает статусом юридического лица, имеет печать, штамп и бланки с изображением Государственного герба Кыргызской Республики, с наименованием на государственном и официальном языках, самостоятельный баланс, расчетные счета в системе Казначейства.
  6. Полное официальное наименование Министерства:

– на государственном языке: «Кыргыз Республикасынын Маданият, маалымат, спорт жана жаштар саясаты министрлиги»;

– на официальном языке: «Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики».

Сокращенное наименование Министерства:

– на государственном языке: «ММСЖСМ»;

– на официальном языке: «МКИСМП».

Юридический адрес Министерства: 720040, Кыргызская Республика, город Бишкек, ул. Пушкина, 78.

2. Цель Министерства

  1. Целью деятельности Министерства является формирование и реализация государственной политики в сферах культуры, информации, молодежи, спорта, туризма и укрепления межэтнического согласия.

3. Задачи Министерства

  1. Задачами Министерства являются:

1) разработка и реализация единой государственной политики в сферах культуры, информации, молодежи, спорта, физической культуры, туризма и межэтнических отношений;

2) сохранение, использование и развитие историко-культурного наследия, а также создание условий для развития народного творчества, участия граждан в культурной жизни и организации досуга населения;

3) обеспечение создания единого информационного пространства в сферах культуры и информации в Кыргызской Республике;

4) создание условий для развития средств массовой информации, предприятий полиграфии, книгоиздания и распространения полиграфической продукции;

5) создание благоприятных инвестиционных условий для развития объектов и инфраструктуры туризма;

6) содействие росту качества предоставляемых туристическим сектором услуг;

7) формирование и поддержка позитивного имиджа Кыргызстана как страны, благоприятной для туризма;

8) создание и совершенствование условий для занятий физической культурой и спортом населением страны, пропаганда здорового образа жизни;

9) формирование и укрепление международного спортивного имиджа страны;

10) обеспечение непосредственного участия молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики, поддержка ее общественно значимых и инновационных инициатив;

11) разработка мер по созданию необходимых условий для реализации экономического, интеллектуального и духовного потенциала молодежи в интересах общества;

12) укрепление межэтнического согласия и развития гражданской идентичности в Кыргызской Республике;

13) принятие мер для свободного и равного развития этносов Кыргызской Республики и обеспечения их прав;

14) создание условий для эффективного развития этнического многообразия, а также совершенствования системы раннего предупреждения межэтнических конфликтов.

4. Функции Министерства

  1. Министерство осуществляет следующие функции:

1) функции по разработке отраслевой политики:

– разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики проекты нормативных правовых актов и международных договоров по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

– вносит в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики предложения о формировании проекта республиканского бюджета в части, касающейся финансирования сферы культуры, искусства, информации, молодежи, спорта, физической культуры, туризма и межэтнических отношений;

– вносит в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики предложения для утверждения проектов охраняемых зон недвижимых объектов историко-культурного наследия международного значения;

– разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики государственный список памятников истории и культуры Кыргызской Республики республиканского значения;

– вносит в установленном порядке в Кабинет Министров Кыргызской Республики предложения о присвоении статуса «национальный» и «академический» объектам культуры, информации, молодежи, спорта, физической культуры;

– разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики предложения по финансированию, учету, выявлению, исследованию, содержанию, консервации, реставрации, регенерации, музеефикации, пропаганде объектов историко-культурного наследия международного и республиканского значения;

– разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики перечень элементов нематериального культурного наследия Кыргызской Республики;

– принимает нормативные правовые акты в рамках делегированных полномочий;

– разрабатывает предложения по вопросам совершенствования государственной политики в сфере межэтнических отношений;

– проводит анализ эффективности реализации молодежной политики и вырабатывает рекомендации по ее повышению;

– в установленном порядке осуществляет международное сотрудничество в сфере молодежной политики с привлечением прямых инвестиций и грантов;

– проводит мероприятия по правовой пропаганде в курируемой отрасли;

– осуществляет анализ качества услуг, оказываемых субъектами туристической деятельности;

2) функции контроля:

– осуществляет в установленном порядке государственный контроль за использованием, содержанием объектов историко-культурного наследия и исполнением работ по консервации, реставрации, ремонту, музеефикации и регенерации памятников;

– осуществляет государственный учет и контроль за состоянием и условиями хранения музейного фонда Кыргызской Республики, а также библиотечных фондов, отнесенных к объектам историко-культурного наследия;

– осуществляет ведомственный контроль за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в подведомственных Министерству подразделениях и учреждениях;

– обеспечивает выявление, учет, сохранение и соблюдение правил использования элементов нематериального культурного наследия Кыргызской Республики;

– приостанавливает или запрещает деятельность, создающую угрозу сохранности памятников всех категорий;

– осуществляет лицензионный контроль за соблюдением телерадиоорганизациями и операторами телерадиовещания требований законодательства Кыргызской Республики в сферах лицензионно-разрешительной системы, средств массовой информации, телевидения и радиовещания;

– в установленных законодательством случаях и порядке составляет протоколы о нарушениях;

3) функции поддержки:

– реализует государственные и отраслевые программы по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

– разрабатывает и заключает соглашения, меморандумы в регулируемой Министерством сфере;

– осуществляет реализацию международных договоров о сотрудничестве в областях, отнесенных к компетенции Министерства;

– разрабатывает и утверждает типовые правила проведения республиканских конкурсов и фестивалей;

– содействует реализации творческих, культурных, языковых и других инициатив, направленных на развитие межэтнических отношений, удовлетворение этнокультурных и образовательных потребностей и развитие этнической самобытности народа Кыргызской Республики;

– в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке популяризирует ценности этнокультурного разнообразия в обществе и традиции мирного проживания в стране разных национальных общностей;

– проводит мероприятия по пропаганде укрепления единства народа и развития гражданской идентичности в Кыргызской Республике;

– принимает меры во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления и гражданским обществом по предотвращению проявлений межэтнических конфликтов;

– создает условия для организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения библиотечных фондов;

– разрабатывает и утверждает порядок награждения ведомственными наградами Министерства;

– разрабатывает и утверждает положение о порядке присвоения звания «Народный» (образцовый) коллективам художественной самодеятельности;

– создает отраслевые художественные советы и утверждает положения о них;

– утверждает типовое положение об экспертной комиссии по временному ввозу и вывозу культурных ценностей;

– утверждает положение об экспертном совете в области нематериального культурного наследия, а также его состав;

– утверждает порядок деятельности культурно-досуговых организаций;

– осуществляет сбор административных данных в регулируемой Министерством сфере, по согласованию с уполномоченным органом в области государственной статистики;

– создает комиссии по вопросам историко-культурного наследия и утверждает их состав;

– содействует организации конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий в курируемой сфере деятельности;

– утверждает порядок осуществления государственного контроля за использованием, содержанием объектов историко-культурного наследия и исполнением работ по консервации, реставрации, ремонту, музеефикации и регенерации памятников;

– утверждает порядок приостановления или запрещения деятельности, создающей угрозу сохранности памятников всех категорий;

– утверждает проекты охраняемых зон недвижимых объектов историко-культурного наследия республиканского значения;

– осуществляет согласование заключения об археологическом обследовании на наличие или отсутствие объектов историко-культурного наследия;

– взаимодействует с творческими союзами и другими организациями, независимо от формы собственности, по вопросам культуры;

– разрабатывает и утверждает инструкции по учету, передаче и списанию сценическо-постановочных средств государственных театров и концертно-зрелищных организаций;

– осуществляет деятельность по подготовке спортивного резерва, национальных сборных команд по видам спорта к чемпионатам мира, Азии, олимпийским, сурдлимпийским, паралимпийским, специальным олимпийским, Азиатским играм и другим международным соревнованиям;

– по согласованию с уполномоченным органом в области образования разрабатывает и утверждает правила деятельности организаций образования в области культуры и искусства;

– согласовывает с уполномоченным органом в области образования типовые учебные планы и учебные программы всех уровней образования в области культуры;

– формирует и определяет механизмы распределения средств централизованных мероприятий Министерства и обеспечивает их целевое использование;

– осуществляет анализ ситуации в области средств массовой информации и распространения периодических печатных изданий, а также электронных средств информации;

– проводит финансовые, операционные и управленческие типы внутренних аудитов в сферах, отнесенных к компетенции Министерства, в целях анализа, оценки и мониторинга адекватности и эффективности системы внутреннего контроля, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, результативности, экономичности и эффективности деятельности и управления, сохранности активов и соблюдения законодательства Кыргызской Республики;

– оказывает содействие подведомственным учреждениям и территориальным подразделениям Министерства по строительству, проектированию, капитальному и текущему ремонту объектов культуры, искусства, информации, молодежи, физической культуры и спорта;

– содействует в проведении международных и республиканских мероприятий, фестивалей, акций, выставок, конкурсов, семинаров, конференций;

– организует работу по переподготовке и повышению квалификации работников системы Министерства;

– проводит конкурсы в центральном аппарате и территориальных подразделениях, а также аттестацию работников подведомственных учреждений;

– осуществляет прогноз потребности трудовых ресурсов в курируемых сферах;

– осуществляет согласование историко-строительных опорных планов и карт-схем при разработке и утверждении проектов планировки, застройки, реконструкции городов и других населенных пунктов, обеспечивающих выполнение мероприятий по выявлению, изучению, сохранению памятников всех категорий государственными органами и органами местного самоуправления на своей территории;

– в установленном порядке размещает целевые творческие заказы (в том числе на конкурсной основе) для юридических и физических лиц на создание новых произведений искусства (театральных, музыкальных, хореографических, изобразительных, монументальных, декоративно-прикладных, кинематографии, архитектуры, литературы, концертных программ и других) и оказания культурных услуг;

– содействует научным, техническим и искусствоведческим исследованиям в сфере нематериального культурного наследия, находящегося под угрозой исчезновения;

– курирует деятельность ремесленников;

– участвует в организации работ по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, обеспечению сохранности государственного имущества и соблюдению правил пожарной безопасности;

– развивает материально-техническую базу молодежной сферы и сферы физической культуры и спорта за счет бюджетных и внебюджетных средств;

– осуществляет деятельность по привлечению граждан Кыргызской Республики к занятиям физической культурой и к волонтерской деятельности;

– оказывает методическую и консультационную помощь по вопросам молодежи, физической культуры и спорта;

– оказывает содействие деятельности государственных органов, органов местного самоуправления по реализации государственной политики по вопросам молодежи, физической культуры и спорта;

– осуществляет привлечение инвестиций и грантов для финансовой поддержки программ, проектов, а также выполнение государственного заказа для реализации государственной политики по вопросам молодежи, физической культуры и спорта;

– осуществляет государственный заказ на проведение научных исследований и разработок в сфере своей деятельности;

– принимает участие в проведении исследований по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

– организует и проводит в установленном порядке международные, республиканские, региональные и местные мероприятия, связанные с развитием государственной политики по вопросам молодежи, физической культуры, спорта и укрепления межэтнического согласия;

– содействует в поддержке одаренных и талантливых детей и молодежи;

– реализует кадровую политику в сфере молодежи, установленной законодательством Кыргызской Республики;

– осуществляет рекламно-информационную работу по вопросам молодежи;

– готовит предложения по привлечению иностранных инвестиций в развитие туризма и вносит предложения по созданию условий, благоприятствующих притоку зарубежного капитала в отрасль туризма;

– оказывает информационную, методическую и консультационную помощь по вопросам соблюдения требований нормативных правовых актов юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере туризма на территории Кыргызской Республики;

– оказывает содействие туристским организациям республики в продвижении их бизнес-проектов в сфере туризма для привлечения инвестиций, в развитии инвестиционных связей с иностранными партнерами;

– способствует развитию конкуренции на рынке туристических услуг и созданию равных условий для всех субъектов туристической деятельности;

4) функции координации и мониторинга:

– координирует деятельность государственных средств массовой информации в пределах своей компетенции;

– координирует деятельность государственных органов по вопросам охраны памятников истории и культуры;

– координирует и контролирует деятельность подведомственных и территориальных подразделений, учреждений Министерства, в том числе образовательных организаций в области культуры и искусства;

– координирует формирование пакета обязательных к распространению на территории страны телевизионных и радиопрограмм;

– координирует деятельность в сфере международного культурного сотрудничества, содействует развитию культурных связей с соотечественниками;

– координирует репертуарную политику в сфере музыкального и театрального искусства;

– координирует деятельность образовательных организаций в области культуры и искусства в пределах своей компетенции;

– осуществляет мониторинг в сфере межэтнических отношений по предупреждению напряженных ситуаций;

– осуществляет деятельность во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления и гражданским обществом по предотвращению проявлений межэтнических конфликтов;

– проводит экспертизу элементов нематериального культурного наследия;

– осуществляет идентификацию и определение различных элементов нематериального культурного наследия;

– осуществляет мониторинг и анализ ситуации в области средств массовой информации, распространения периодических печатных изданий, а также электронных носителей информации;

– осуществляет мониторинг за состоянием элементов нематериального культурного наследия;

– осуществляет в соответствии с законодательством работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Министерства;

– осуществляет контроль против использования допинговых препаратов в спорте;

– проводит анализ оказываемых государственных услуг в регулируемой Министерством сфере;

– в установленном порядке ведет паспортизацию и инвентаризацию недвижимых объектов историко-культурного наследия;

– ведет паспортизацию и инвентаризацию объектов, произведений культуры и искусства;

– в установленном порядке осуществляет регистрацию открытых листов, которые выдаются Национальной академией наук Кыргызской Республики;

– составляет реестры культурных ценностей в сферах, отнесенных к задачам Министерства;

– формирует и ведет реестр разрешений на размещение телеканала в аналоговом вещании и (или) цифровом пакете вещания независимо от применяемых технологий;

– осуществляет ведение государственного реестра действующих средств массовой информации и электронных коммуникаций;

5) функции регулирования:

– осуществляет процедуру выдачи, переоформления, отказа, приостановления, прекращения, аннулирования и возобновления разрешения на размещение телерадиоканала в аналоговом вещании и (или) цифровом пакете вещания, независимо от применяемых технологий;

– изучает, обобщает и анализирует состояние туризма в республике, определяет основные стратегические направления в развитии туризма в Кыргызстане;

– осуществляет мониторинг и оценку состояния дел по вопросам молодежной политики, контролирует выполнение международных договоров, реализацию концепций, стратегий, программ в сфере молодежи;

– осуществляет мониторинг международных договоров, национальных и государственных программ, направленных на поддержку молодежи;

– проводит комплексный анализ и прогнозирование основных тенденций и направлений развития туризма;

– проводит мониторинг состояния туристских объектов, их рационального использования, сохранения и восстановления.

5.Права Министерства

  1. Министерство имеет право:

– вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Кыргызской Республики и Кабинета Министров Кыргызской Республики предложения по вопросам культуры, искусства, информации, молодежи, спорта, физической культуры, туризма и межэтнических отношений;

– вносить в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики предложения о заключении международных договоров по вопросам, входящим в его компетенцию, по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел;

– привлекать гранты международных и иных организаций для деятельности Министерства в установленном законодательством порядке;

– запрашивать в установленном порядке информацию, отнесенную к сфере деятельности Министерства, от государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и предприятий, должностных лиц и граждан Кыргызской Республики;

– создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы), в том числе межведомственные, в курируемой сфере деятельности;

– создавать общественные приемные по вопросам межэтнических отношений;

– вносить в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики предложения о признании Кабинетом Министров Кыргызской Республики объектов историко-культурными заповедниками, историко-культурными и мемориальными комплексами;

– вносить в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики предложения о создании, реорганизации, ликвидации подведомственных подразделений, учреждений и территориальных подразделений;

– осуществлять проверку соблюдения подведомственными подразделениями, учреждениями и территориальными подразделениями финансовой дисциплины, использования ими материальных и денежных средств по целевому назначению, утверждать сметы расходов и осуществлять контроль за их исполнением;

– приостанавливать акты, противоречащие законодательству Кыргызской Республики, принятые подведомственными и территориальными подразделениями, подведомственными учреждениями;

– вносить в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики предложения об учреждении средств массовой информации и информационных агентств;

– осуществлять иные права в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

6. Организация работы Министерства

  1. Министерство возглавляет министр культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики (далее – министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
  2. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
  3. Министр:

 осуществляет общее руководство деятельностью Министерства, его коллегии, центрального аппарата, подведомственных и территориальных подразделений, подведомственных учреждений и несет ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач;

 представляет Министерство в отношениях с органами государственной власти Кыргызской Республики, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями Кыргызской Республики и иностранных государств на территории Кыргызской Республики, ведет в пределах своих полномочий переговоры о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

 издает в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением обязательные для исполнения в системе Министерства ведомственные акты;

 распределяет обязанности между заместителями министра;

 представляет в установленном порядке особо отличившихся работников системы Министерства к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий, применяет иные меры морального и материального поощрения, в том числе награждает ведомственными наградами;

 вносит представление Председателю Кабинета Министров Кыргызской Республики к назначению на должность и освобождению от должности руководителей подведомственных подразделений и организаций, входящих в номенклатуру Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики;

назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений, а также других работников, входящих в номенклатуру министра;

 в установленном законодательством порядке в сфере государственной службы назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства;

 в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики нанимает лиц, обеспечивающих деятельность общественных приемных по вопросам межэтнических отношений, в качестве ответственных секретарей;

 приостанавливает акты подведомственных подразделений и учреждений, противоречащие законодательству Кыргызской Республики;

 утверждает структуру центрального аппарата и подведомственных подразделений Министерства, изменение которой возможно только в связи с изменением задач и функций Министерства. При этом назначение министра не является основанием для изменения структуры Министерства;

 утверждает штатное расписание центрального аппарата в пределах установленного фонда оплаты труда и предельной численности;

 согласовывает штатное расписание подведомственных и территориальных подразделений, подведомственных учреждений Министерства в пределах установленного фонда оплаты труда и предельной численности;

согласовывает положение о территориальных подразделениях Министерства;

в установленном порядке согласовывает вопрос о назначении на должность руководителей территориальных подразделений;

в установленном порядке вносит представление об освобождении от должности руководителей территориальных подразделений;

 утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата и подведомственных учреждений Министерства;

 в пределах своей компетенции ведет переговоры в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке, подписывает международные договоры по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

 принимает участие в работе Национальной комиссии Кыргызской Республики по делам ЮНЕСКО по вопросам, отнесенным к задачам Министерства;

 подписывает коллективный договор с представительным органом работников Министерства;

 определяет и утверждает перечень должностей, входящих в номенклатуру министра, и их функциональные обязанности;

 контролирует целевое использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Министерства;

 осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

  1. Министр имеет заместителей, которые назначаются на должность Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики по представлению министра.

Заместители министра организуют деятельность Министерства в пределах возложенных на них обязанностей и полномочий.

Заместители министра могут быть освобождены от занимаемой должности по инициативе Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики или по представлению министра.

  1. В Министерстве образуется коллегия в количестве 17 человек.  Министр, заместители министра, руководители подведомственных подразделений входят в состав коллегии по должности.

В состав коллегии входят представитель Администрации Президента Кыргызской Республики, деятели культуры, информации, молодежи, физической культуры и спорта. Персональный состав коллегии утверждается министром по согласованию с курирующим структурным подразделением Администрации Президента Кыргызской Республики.

Деятельность коллегии определяется Положением о коллегии, утвержденным приказом министра.

  1. В целях общественного мониторинга деятельности Министерства создается общественный совет, представляющий собой консультационно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.

8. Заключительные положения

  1. Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляются в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.
  2. При ликвидации Министерства документы хранятся в соответствии сЗакономКыргызской Республики «О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики».