Государственная информационная политика
равовую основу информационной политики составляют Конституция Кыргызской Республики, Законы Кыргызской Республики «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления», «О защите государственных секретов Кыргызской Республики», «О средствах массовой информации», «О телевидении и радиовещании», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики», «Об электрической и почтовой связи», «Об электронном управлении», «Об информации персонального характера», Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях, Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении требований к защите информации, содержащейся в базах данных государственных информационных систем» от 21 ноября 2017 года № 762, нормативные правовые акты Кыргызской Республики, а также международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.
Управление информационной политики наделено соответствующими полномочиями по разработке государственной информационной политики и созданию единой государственной системы обеспечения информационной безопасности и является координатором исполнительной власти по обеспечению информационной политики и информационной безопасности Кыргызской Республики. Система обеспечения информационной безопасности должна строиться на основе тесного взаимодействия органов всех ветвей власти, а также общественных организаций, занимающихся в установленном законом порядке деятельностью в данной области и встроенных в структуру гражданского общества.
Управление информационной политики способствует развитию медиа рынка и рынка информационных услуг, разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы в указанной сфере, координации усилий, направляемых на повышение эффективности СМИ и осуществляет свою деятельность в также следующих основных направлениях:
- Проведение государственной политики в сфере информации и создание благоприятных условий для развития информационной сферы.
- Непосредственная реализация Законов Кыргызской Республики «О средствах массовой информации», «О телевидении и радиовещании» и «О лицензионно-разрешительной системе» в части выдачи разрешения на размещение телерадиоканала в аналоговом и/или цифровом пакете вещания, независимо от применяемых технологий и лицензионного контроля.
Значимой составляющей в реализации государственной информационной политики являются государственные региональные СМИ. Так, ранее в ведении согласно утвержденному Постановлению ПКР от 07 декабря 2015 года № 834 находились, где трудились более 600 сотрудников:
- 6 областных государственных телерадиовещательных организаций (Иссык-Кульская, Нарынская, Таласская, Баткенская, Джалал-Абадская и Чуйская) и Общественная региональная телерадиокомпания «Ынтымак»;
- 12 областных государственных газет;
- 34 районных государственных газет;
- 2 издательства журналов;
- 1 редакция республиканской газеты.
На сегодняшний день, в соответствии с принятым постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 августа 2019 года № 430 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики по вопросам Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики» в схему управления входят подведомственные организации, с общей штатной численностью 410 человек.
В настоящее время перед Правительством Кыргызской Республики стоит задача по достижению целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере Кыргызстана и обеспечения его национальной информационной безопасности. Для их успешной реализации перед государством стоит ряд мер, которые необходимо предпринять в области государственной информационной политики.
Одной из таких задач является реформирование государственных региональных средств массовой информации и принятие указанного постановления Правительства КР. Принятие данных мер вызвано изменением медиа ландшафта, где печатные издания должны найти новый формат выхода в свет, с целью выживания в реальных рыночных условиях.
Деятельность Управления информационной политики в основном нацелена на безусловное обеспечение национальных интересов в информационном пространстве, консолидацию общества на решение приоритетных задач общественно-политического развития страны. В числе тематических приоритетов – информационное обеспечение важнейших государственных решений и реализацию задач, поставленных в Указах Президента Кыргызской Республики «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности», «О дальнейших мерах по повышению доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению», «О неотложных мерах по развитию сферы здравоохранения и улучшению качества жизни и здоровья населения в Кыргызской Республике», освещения выборных процессов, мероприятий республиканского и общенационального масштаба и т.д.
Управлением проводится анализ и координация деятельности СМИ по освещению государственных программ по важнейшим вопросам общественно-политической и социально-экономической жизни государства и общества, а также утвержденных национальных стратегий, концепций и Указов Президента КР, а также осуществляет мониторинг вышедших в СМИ информационных материалов. Необходимо отметить, Управление задействовано в освещении указанных нацстратегий и госпрограмм. В настоящее время в республике реализовываются более 10 национальных стратегий и госпрограмм. Важнейшей задачей журналистских коллективов является информационное обеспечение хода подготовки и проведения парламентских и президентских выборов.
В рамках реализации утвержденной Программы перехода на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике проведена объемная работа по формированию Социального пакета телеканалов эфирного наземного цифрового телерадиовещания; проведению технической модернизации телерадиоорганизаций, вошедших в Социальный пакет; размещению государственного заказа на производство национального аудиовизуального продукта на государственном и официальном языках и созданию условий для перехода на цифровое телерадиовещание частным действующим вещателям, а также по информированию населения по вопросам перехода на цифровое телерадиовещание в КР.
Важно отметить, что принят Закон КР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР». В соответствии с этим законопроектом, были внесены изменения в законы – «О телевидении и радиовещании КР», «О лицензионно-разрешительной системе», «Об электрической и почтовой связи КР». Управление участвовало в разработке данного законопроекта.
Согласно вышеуказанному пакету законов, Управление информационной политики наделяется полномочиями по выдаче разрешения на размещение теле-радиоканалов в аналоговом и/или в цифровом пакете вещания и лицензионному контролю. Выдано 765 Разрешений на размещение телерадиоканала в аналоговом вещании и (или) в цифровом пакете вещания независимо от применяемых технологий, из них 132 (92 телеканалы, 40 радиоканалы) выдано ТРО и 633 (7) Операторам ТРВ. Силами Управления проводится мониторинг телевизионного эфира, выносятся предписания телеканалам и налагаются штрафы.
В рамках внедрения системы выдачи разрешений, параллельно прорабатывается вопрос реализации ст.8 (государственный язык и собственный контент) Закона КР «О телевидении и радиовещании», а также направленных на соблюдение авторских и смежных прав телерадиовещательными организациями при прокате контента.
В целях усиления информационно-разъяснительной работы среди населения, посредством выпуска и распространения позитивного и качественного информационного контента Управлением совместно с республиканским центром укрепления и массовой коммуникации при МЗ КР ведется работа по санитарному просвещению населению об опасности заболевания, распространения коронавирусной инфекцией COVID-19 и по ее вакцинации.
Для реализации принятого Закона Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной) информации» прорабатывается вопрос разработки соответствующего положения и создания мониторингового центра интернет пространства. Это также обусловлено высокой актуальностью и тем, что в последнее время Кыргызстан все чаще сталкивается с проблемой распространения недостоверной информации, особенно в социальных медиа и их растущим влиянием на общество, а также низким уровнем медиаграмотности. Общество, попадая под влияние «фейк-ньюс», значительно меняется в восприятии информации и наблюдается тенденция растущего количества кыргызстанцев, которые являются их создателями и распространителями.
Разработка проекта Концепции информационной политики на период 2021-2025 годы была инициирована в 2020 году Департаментом информации и массовых коммуникаций при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики (официальное название на тот момент) и поддержана проектом Медиа Диалог, финансируемым Европейским Союзом. Документ представляет собой консолидированное мнение сторон относительно целей и задач информационной политики страны в среднесрочной перспективе, ожидаемых результатов и приоритетов развития медиа сектора, включая меры государственного регулирования, способствующие плюрализму медиа и развитию рыночных отношений.
Концепция призвана создать условия для обеспечения информационного суверенитета Кыргызской Республики и развития медиасектора, защиты свободы слова и плюрализма мнений. Проект документа разрабатывался на протяжении более шести месяцев с участием широкого круга заинтересованных сторон, включая представителей медиаорганизаций и производителей контента, государственных органов и органов местного самоуправления, общественных и бизнес организаций, образовательных учреждений.
Проект Концепции информационной политики Кыргызской Республики на период 2021-2025 годы был размещен на сайте http://kyrgyz.media/ и официальном сайте Кабинета министра КР для дальнейшего общественного обсуждения. Предложения и комментарии были отправлены на электронный адрес kyrgyzmediakit@gmail.com Управления информационной политики Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики. В настоящее время направлен согласование с министерствами и ведомствами.
В рамках международного сотрудничества Управление активно взаимодействует в такими объединениями и международными организациями как: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Координационный комитет средств массовой информации Тюркского Совета, Бишкекский офис ОБСЕ, ООН Женщины, Луч света, Центр поддержки СМИ, ОО «Журналисты», Независимый Союз Журналистов, СМИ Центральной Азии и мн. др.
В планах Управления информационной политики проводятся и заложены проведения на высоком организационном уровне Ежегодной партнерской медиаконференции, посвященной Дню информации и печати Кыргызстана, обучающие тренинги на различные тематики: гендерно-чувствительная журналистика, безопасность журналистов, повышение медиаграмотности, развитие критического мышления и др.