О порядке рассмотрения обращений граждан
О порядке рассмотрения обращений граждан
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 4 мая 2007 года № 67
О порядке рассмотрения обращений граждан
(В редакции Законов КР от 26 февраля 2008 года № 16, 15 июля 2009 года № 214,
3 мая 2011 года № 17, 15 июля 2013 года № 144, 17 февраля 2015 года № 35,
27 июля 2016 года № 148, 27 июля 2016 года № 151)
Настоящий Закон направлен на правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права каждого на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, закрепленного Конституцией Кыргызской Республики, а также порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
(В редакции Закона КР от 15 июля 2009 года № 214)
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе
Используемые в настоящем Законе основные термины означают следующее:
1) обращение гражданина (далее — обращение) — изложенные в письменной, электронной или устной форме предложение, заявление, жалоба;
электронное обращение — обращение заявителя, поступившее на официальный адрес электронной почты государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, рассматриваемое в порядке, установленном статьей 6-1 настоящего Закона;
2) предложение — обращение, содержащее рекомендацию гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, улучшению деятельности органов государственной власти Кыргызской Республики и органов местного самоуправления, решению вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества;
3) заявление — обращение, содержащее просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, а также недостатках в деятельности указанных органов и должностных лиц;
4) жалоба — обращение, содержащее просьбу гражданина о восстановлении его нарушенных прав и свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
5) индивидуальное обращение — обращение одного гражданина;
6) коллективное обращение — обращение двух и более граждан, обращение организаций от имени граждан, а также резолюции митингов и собраний;
7) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
(В редакции Закона КР от 15 июля 2013 года № 144)
Статья 2. Основные принципы работы с обращениями граждан
Основными принципами работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:
1) защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность, демократичность, доступность;
3) обязательность рассмотрения обращений;
4) своевременность, объективность и полнота рассмотрения обращений;
5) равенство граждан при рассмотрении обращений;
6) персональная ответственность за исполнение служебных обязанностей;
7) подконтрольность и подотчетность в рассмотрении обращений.
(В редакции Закона КР от 26 февраля 2008 года № 16)
Статья 3. Законодательство об обращениях граждан
Законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона, законодательных актов Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
Статья 4. Право граждан на обращение
- В Кыргызской Республике каждый гражданин имеет право обращаться лично или через своего представителя в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны предоставить обоснованный ответ в установленный законом срок.
- Органы, указанные в части 1 настоящей статьи, их должностные лица не вправе лишать граждан права на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами или ограничивать их в таком праве.
- Заявления и жалобы в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подавать их законные представители, а также органы опеки и попечительства.
- Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на обращение в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено действующим законодательством Кыргызской Республики или международными договорами.
- Обращения граждан, поступившие в установленном порядке из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, по линии прямой телефонной связи, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и настоящим Законом.
- Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
- Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
(В редакции Закона КР от 3 мая 2011 года № 17)
Статья 5. Пределы действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на все обращения граждан, за исключением:
1) обращений, связанных с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок которых регламентируется законодательством Кыргызской Республики;
2) обращений, которые рассматриваются в порядке уголовного и гражданского судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, производства по делам о привлечении судей к дисциплинарной ответственности;
3) обращений, вытекающих из отношений, складывающихся внутри коллективов коммерческих организаций и общественных объединений, регулируемых нормами законодательства Кыргызской Республики, их уставами и положениями;
4) обращений, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения, установленный законами Кыргызской Республики.
5) обращений, связанных с осуществлением административных процедур, порядок рассмотрения которых регламентируется законодательством об административной деятельности и административных процедурах.
(В редакции Законов КР от 27 июля 2016 года № 148, 27 июля 2016 года № 151)
Статья 6. Требования, предъявляемые к письменному обращению
- Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
- Заявление, жалоба гражданина должны быть обоснованными. В случае необходимости к ним прилагаются документы, подтверждающие доводы гражданина.
Статья 6-1. Порядок рассмотрения электронных обращений, поступивших по электронной почте
- Для приема электронных обращений граждан орган государственной власти или орган местного самоуправления регистрирует в сети Интернет официальный адрес своей электронной почты. Адрес электронной почты государственного органа или органа местного самоуправления должен быть размещен на официальном сайте государственного органа или органа местного самоуправления, а при его отсутствии — на официальном сайте Правительства Кыргызской Республики.
- Гражданин в своем электронном обращении в обязательном порядке указывает наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляет электронное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (при наличии), контактный телефон (домашний, мобильный или рабочий), адрес проживания, излагает суть обращения.
- Допускается прикладывать к электронному обращению копии, в том числе отсканированные, электронных документов, адреса в сети Интернет, по которым размещены электронные файлы (электронные документы, фото- и видеоматериалы).
- В течение 3 рабочих дней после получения электронного обращения государственный орган или орган местного самоуправления направляет гражданину электронное сообщение-уведомление о принятии его обращения к рассмотрению с указанием даты и времени поступления, присвоенного входящего номера и соответствующих справочных телефонов или об отказе в рассмотрении с обоснованием причин отказа. Далее электронное обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется в установленном законом порядке.
- В ходе рассмотрения электронного обращения должностное лицо, получившее электронное обращение, вправе уточнять суть обращения путем электронной переписки или по телефону, указанному в обращении.
- Помимо электронного ответа государственный орган или орган местного самоуправления также направляет гражданину письменный ответ.
- Государственный орган или орган местного самоуправления вправе не рассматривать следующие электронные обращения:
1) содержащие ненормативную лексику и оскорбительные высказывания, а также призывы к свержению существующего государственного строя и разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни;
2) в которых отсутствуют сведения, указанные в части 2 настоящей статьи.
(В редакции Закона КР от 15 июля 2013 года № 144)
Статья 7. Личный прием граждан
- Должностные лица и руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, правомочные принимать решения по существу обращений, обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в неделю.
- Прием граждан проводится в соответствии с графиком приема граждан, опубликованным на официальном сайте государственного органа или органа местного самоуправления и размещенным на стендах в здании государственного органа и органа местного самоуправления.
- При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
- В случае если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной или электронной форме и подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом.
- В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение куда и в каком порядке ему следует обратиться.
- В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
- Граждане, приехавшие из отдаленных регионов республики, имеют право на внеочередной прием. Отказ в приеме не допускается.
(В редакции Законов КР от 26 февраля 2008 года № 16, 15 июля 2009 года № 214, 15 июля 2013 года № 144)
Статья 8. Сроки рассмотрения письменного (электронного) обращения
- Письменное (электронное) обращение подлежит обязательной регистрации в течение одного рабочего дня с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
- Письменное (электронное) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 14 рабочих дней со дня регистрации письменного (электронного) обращения.
- В случаях если для разрешения обращения гражданина необходимо проведение специальной проверки (экспертизы), истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения жалоб могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на 30 календарных дней. Решение об этом принимается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом и сообщается заявителю в письменной (электронной) форме.
- В случае если решение поставленных в письменном (электронном) обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение пяти рабочих дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
(В редакции Законов КР от 15 июля 2009 года № 214, 15 июля 2013 года № 144, 17 февраля 2015 года № 35)
Статья 9. Порядок рассмотрения обращений граждан, поступивших в письменной форме
- Обращения граждан могут передаваться по почте либо лично.
- Граждане вправе обращаться на государственном, официальном или любом другом языке народов Кыргызской Республики. Ответы на письменные обращения граждан даются на языке обращения. В случае невозможности дать ответ на языке обращения используется государственный или официальный язык Кыргызской Республики.
- Обращения граждан рассматриваются руководителем государственного органа или органа местного самоуправления лично. Порядок их последующего рассмотрения устанавливается руководителем.
- Письменные обращения считаются разрешенными в случае, если они рассмотрены, по поставленным в них вопросам приняты необходимые меры и гражданам письменно даны ответы в сроки, указанные в статье 8 настоящего Закона.
- Ответ на коллективное обращение направляется по адресу гражданина, указанного в обращении первым, если иное не оговаривается в тексте.
- В случае если текст обращения не поддается прочтению, то лицо, рассматривающее данное обращение, приглашает заявителя (если фамилия и почтовый адрес заявителя поддаются прочтению) для уточнения и выяснения сути и доводов обращения. Если лицу, рассматривающему обращение, не удается связаться с заявителем, дальнейшее рассмотрение обращения прекращается, о чем сообщается заявителю в письменной форме.
- Обращение, в котором обжалуются судебный акт или поведение судьи, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного акта или поведения судьи.
- Письменное обращение гражданина, в котором не указаны его фамилия и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
- В случае отказа гражданина от своего письменного обращения в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 настоящего Закона должностное лицо государственного органа, органа местного самоуправления, рассматривающее обращение, принимает решение о прекращении по нему производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся сведения о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов граждан.
- Рассмотренные обращения с копиями ответов передаются на хранение в архив с указанием сроков их хранения.
(В редакции Законов КР от 26 февраля 2008 года № 16, 27 июля 2016 года № 151)
Статья 10. Повторные обращения
- Повторные обращения (устные, письменные или электронные), в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, рассмотрению не подлежат если по ним имеются исчерпывающие материалы проверок и гражданам даны ответы в порядке, установленном настоящим Законом. Новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
- В случае если гражданин не удовлетворен решением, полученным по результатам рассмотрения обращения, он имеет право на обжалование решения в судебном порядке.
(В редакции Закона КР от 15 июля 2013 года № 144)
Статья 11. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением
- Запрещается преследование гражданина либо его близких в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
- Преследование гражданина либо его близких в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
- Не допускается разглашение информации, доступ к которой ограничен законами, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
(В редакции Закона КР от 27 июля 2016 года № 151)
Статья 12. Права и обязанности должностных лиц при рассмотрении обращений
- Руководитель органа государственной власти или органа местного самоуправления или должностное лицо, в компетенцию которых относится рассмотрение обращения, имеют право:
1) при направлении письменного (электронного) обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного (электронного) обращения;
2) информировать население, трудовые коллективы и средства массовой информации о состоянии работы с обращениями граждан;
3) оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов в случае, если в письменном (электронном) обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, и сообщить об этом гражданину, направившему обращение.
- Органы и должностные лица обязаны:
1) соблюдать требования, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства Кыргызской Республики, об обращениях граждан;
2) принять обращение к рассмотрению либо направить его по принадлежности, либо разъяснить заявителю куда ему следует обратиться;
3) рассмотреть обращение по существу в установленный настоящим Законом срок, объективно оценить изложенные в нем факты, проверить их достоверность;
4) незамедлительно принять меры к устранению неправомерных действий (бездействия), нарушающих права, свободу, законные интересы граждан;
5) в случае необходимости направить работников на места для проверки сведений, содержащихся в обращении;
6) принять по обращению мотивированное и обоснованное решение;
7) письменно или посредством электронной связи информировать граждан о результатах рассмотрения обращения и принятом по нему решении;
8) по официальным запросам органов и должностных лиц, рассматривающих обращения, представить акты, другие документы и материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений в качестве доказательств, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну;
9) в случае отклонения обращений обязательно указать мотивы отклонения, разъяснить порядок обжалования;
10) исключать случаи направления жалобы должностным лицам, действия которых обжалуются;
11) пресекать ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации, к должностным лицам.
(В редакции Закона КР от 15 июля 2013 года № 144)
Статья 13. Решение по обращению
- По итогам обращения принимается одно из следующих решений:
1) о полном или частичном удовлетворении обращения;
2) об отказе в удовлетворении обращения;
3) о принятии мер по разрешению поставленных вопросов и устранению выявленных нарушений.
- Решение по обращению должно быть мотивированным, со ссылкой на конкретные правовые акты, содержать указание о порядке его обжалования.
- Вместе с сообщением о результатах рассмотрения обращения заявителю возвращаются поступившие от него подлинные документы, за исключением самого обращения.
Статья 14. Права и ответственность гражданина при рассмотрении обращения
- При рассмотрении обращения гражданин имеет право:
1) получить информацию в устной или письменной (электронной) форме о дате и номере регистрации обращения;
2) знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением обращений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства Кыргызской Республики об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны;
3) изложить свои доводы лицу, рассматривающему обращение;
4) непосредственно или через своих представителей участвовать в рассмотрении обращения коллегиальным органом;
5) требовать получения письменного (электронного) ответа о результатах рассмотрения обращения в установленный срок;
6) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
7) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
- Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 15 июля 2009 года № 214, 15 июля 2013 года № 144)
Статья 15. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений
Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан
Ответственность за неисполнение настоящего Закона должностными лицами государственных органов возлагается на руководителя, а при его отсутствии — на статс-секретаря или заместителя руководителя, или руководителя аппарата соответствующего государственного органа.
Ответственность за неисполнение настоящего Закона должностными лицами органов местного самоуправления возлагается на руководителя, а при его отсутствии — на заместителя руководителя органа местного самоуправления.
(В редакции Закона КР от 17 февраля 2015 года № 35)
Статья 17. Расходы, связанные с рассмотрением обращений
В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Расходы, понесенные гражданином в связи с неправомерным отказом государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица в рассмотрении обращения или предоставлением необоснованного ответа или недостоверной информации, могут быть взысканы с государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица по решению суда.
(В редакции Закона КР от 27 июля 2016 года № 151)
Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона
- Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
- Признать утратившим силуЗаконКыргызской Республики «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 5 июля 1995 года № 8-1.
Президент
Кыргызской Республики |
К.Бакиев |