Великий Суйменкул

Июнь 20, 2024 - 14:12
Июнь 25, 2024 - 18:33
 33
Великий Суйменкул

В этом году исполнилось бы 85 лет со дня рождения выдающегося гражданина Кыргызской Республики, Народного артиста СССР, Народного артиста Киргизской ССР, Народного художника Киргизской ССР Суйменкула Чокморова. К сожалению, его жизнь оборвалась слишком рано, когда он достиг своего творческого совершенства, как актёр кино и как художник-живописец.

  Родился Суйменкул Чокморов 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш, Аламединского района, Чуйской области Киргизской ССР. С раннего детства увлёкся живописью и в 1953 году поступил во Фрунзенское художественное училище, которое окончил в 1958 году, а затем учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Е.Е. Репина. Под руководством известного Советского баталиста, Народного художника СССР, Е.Е. Моисенко он успешно окончил институт в 1964 году.

  В 1964-1967 годы работал преподавателем живописи и композиции во Фрунзенском художественном училище.

  Как живописец писал пейзажи, натюрморты, портреты - всего около 400 высоко профессиональных работ, которые ныне хранятся в Кыргызском Государственном музее изобразительного искусства имени Г. Айтиева. Его модели - это в основном люди творчества: «Портрет С. Каралаева» (1974г), «Посвящение Саякбай Каралаева» (1974г), «Актёр Жумадылов» (1971г),«Портрет Народной артистки Киргизской ССР Джангорозовой А.» (1978г), «Киноматографисты Киргизии» (1986г), «Портрет ветерана Садыбакаса», портреты японских кинорежиссёра Акиры Куросвы (1987г) и актёра Тосиро Мифуне, итальянской актрисы Моники Витти, а также картины «Мать» (1967), «Мой сын» (1972г), «Курманжан Датка» (1988г), «Весна в деревне» (1985г), «Утро в деревне» (1985г). Он был членом Союза художников СССР (1967г), членом Союза художников Киргизской ССР (1974г), а в 1990 году ему присваивается звание Народный художник Киргизской ССР».

  Ему присвоена в 1991 году Международная премия клуба Ч.Айтматова в области литературы, искусства и культуры - за огромный вклад в дело развития кыргызского изобразительного искусства и киноискусства, за высокопрофессиональное исполнение ролей в фильмах, снятых по произведениям Ч.Айтматова.

  Суйменкул Чокморов в кино начал сниматься в 1967 году и первой его главной ролью стала роль Бактыгула в гениальном фильме «Выстрел на перевале Караш» режиссёра Болота Шамшиева, который принёс популярность и славу начинающему киноактёру. В дальнейшем он также талантливо играл, как в исторических и приключенских фильмах, так в драмах на современные темы. Много снимался в экранизациях произведений киргизского писателя Ч.Айтматова.

  За всю жизнь Суйменкул Чокморов снялся в главных ролях десятка картин культовых советских режиссёров: «Выстрел на перевале Караш» (1969г), «Джамиля (1969г), «Чрезвычайный комисар» (1970г), «Алые маки Иссык Куля» (1972г), «Поклонись огню» (1972г), «Седьмая пуля» (1972г), «Я - Тянь-Шань» (1972г), «Лютый» (1973г), «Дерсу Узала» (1975г), «Красное яблоко» (1975г), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976),«Зеница ока» (1977г), «Улан» (1977г), «Ранние журавли» (1979г), «Мужчины без женщин» (1981г), «Волчья яма» (1983г), «Воскресные прогулки» (1984г), «Первый» (1984г), «Волны умирают на берегу» (1985г), «Джолой» (1978г).

  Он многократно был дипломантом и лауреатом всесоюзных кинофестивалей за лучшее исполнение мужской роли в фильмах: «Выстрел на перевале Караш», (1969г), «Алые маки Иссык - Куля» (1972г), «Лютый» (1970г), «Мужчины и женщины» (1982г).

  В 2000 году он признан лучшим актёром Кыргызстана двадцатого века.

  За талантливое художественное воплощение образов советских людей, за создание кинопроизведений, воспитывающих у молодёжи гражданственность, мужество, любовь к Родине ему, в 1972 году, была присуждена Премия Ленинского комсомола, и за исполнение роли Азата Байрамова в фильме «Улан» - Государственная премия Киргизской ССР имени Токтогула Сатылганова.

  На всесоюзных кинофестивалях Суйменкул Чокморов четырежды удостоен премии в номинации «Премия за актёрскую работу»: в 1972 году в г. Тбилиси, в 1974 году в г.Баку, в 1978 году в г. Ереван, в 1982 году в г. Таллин. Он единственный актёр в СССР, который был четырежды удостоен диплома Союза кинематографистов «За лучшую мужскую роль».

  За дебютную роль в фильме «Выстрел на перевале Караш» Чокморов получил звание Заслуженного артиста Киргизской ССР, а в 1975 году Народного артиста Киргизской ССР.

  В 1981 году он стал Народным артистом СССР.

  В 1990 году С. Чокморов удостоился звания Народный художник Киргизской ССР.

  С. Чокморов один из выдающихся актёров мирового кино, не только советского и азиатского, но и мирового значения. Несмотря на то, что он пришёл в кино будучи непрофессионалом, не имеющим опыта работы в кино, он навсегда остался величайшим мастером.

  В своё время, как популярный киноартист представлял советское киноискусство во многих зарубежных странах Европы, Азии и Африки.

  В детстве он тяжело болел. Чтобы преодолеть болезнь, занимался спортом, играл в волейбол. В годы учебы в Ленинграде он стал мастером спорта по волейболу, играл в студенческой сборной города и считался одним из лучших игроков. Позже выступал за сборную Киргизской ССР по волейболу.

  Этот памятник был построен по инициативе председателя общественного фонда Суйменкула Чокморова Сагынбека Абдрахманова и на средства, собранные у кыргызстанцев.

Скульптор Азамат Абдрахманов.

Архитектор Нурсейит Мамбетказиев.

 

 

  The Great Suimenkul

  This year would have been 85 years since the birth of Suimenkul Chokmorov, an outstanding citizen of the Kyrgyz Republic, People's Artist of the USSR, People's Artist of the Kyrgyz SSR, People's Artist (Painter) of the Kyrgyz SSR. Unfortunately, his life ended too soon, when he reached his creative perfection as a film actor and as a painter.

  Suimenkul Chokmorov was born on November 9, 1939 in Chon-Tash village, Alamedin district, Chui region of the Kyrgyz SSR. From early childhood, he became interested in painting and entered the Frunze Art School in 1953, from which he graduated in 1958, and then studied at the Leningrad Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after E.E. Rein. He successfully graduated from the Institute in 1964 under the guidance of E.E. Moiseenko, the famous Soviet battle painter, People's Artist of the USSR.

  He worked as a teacher of painting and composition at the Frunze Art School from 1964 to 1967.

  As a painter he painted landscapes, still lifes, portraits - about 400 highly professional works, which are now kept in the Kyrgyz State Museum of Fine Arts named after G. Aitiev. His models are mainly people of art: "Portrait of S. Karalaev" (1974), "Dedication to Sayakbai Karalaev" (1974), "Actor Zhumadylov" (1971), "Portrait of the People's Artist of the Kyrgyz SSR Dzhangorozova A." (1978), "Cinematographers of Kyrgyzstan" (1986), "Portrait of Veteran Sadybakas", portraits of Japanese film director Akira Kurosawa (1987) and actor Toshiro Mifune, Italian actress Monica Viti, as well as paintings "Mother" (1967), "My Son" (1972),"Kurmanzhan Datka" (1988), "Spring in the village" (1985), "Morning in the village" (1985). He was a member of the Union of Artists of the USSR (1967), a member of the Union of Artists of the Kyrgyz SSR (1974), and in 1990 he was awarded the title of People's Artist of the Kyrgyz SSR"

  The International Award of the Ch. Aitmatov Club in the field of literature, art and culture was awarded to him in 1991 for his great contribution to the development of Kyrgyz fine arts and cinema, for his highly professional performance of roles in films based on the works of Ch. Aitmatov.

  Suimenkul Chokmorov began acting in films in 1967 and his first major role was the role of Baktygul in the brilliant film "Shot at Karash Pass" directed by Bolot Shamshiev, which brought popularity and fame to the aspiring actor. Later, he also played with talent, both in historical and adventure films, and in dramas on modern themes. He starred a lot in film adaptations of the works of the Kyrgyz writer Ch. Aitmatova.

  Throughout his life Suimenkul Chokmorov starred in dozens of films by iconic Soviet producers: "Shot at Karash Pass" (1969), "Dzhamilia (1969), "Extraordinary Commissar" (1970), "Scarlet Poppies of Issyk Kul' (1972), 'Bow to the Fire' (1972), 'The Seventh Bullet' (1972), 'I am Tien Shan" (1972), "Fierce" (1973), "Dersu Uzala" (1975), "Red Apple" (1975),"The Life and Death of Ferdinand Luce" (1976), "The apple of the eye" (1977), "Ulan" (1977),"Early Cranes" (1979), "Men without Women" (1981), "Wolf Pit' (1983), "Sunday Walks" (1984), "The First" (1984), "Waves die on the shore" (1985), "Joloy" (1978).

  He was a multiple diploma winner and laureate of all-Union film festivals for the best performance of a leading man's role in the films: "Shot at Karash Pass" (1969), "Scarlet Poppies of Issyk-Kul" (1972), "Fierce" (1970), "Men and Women" (1982).

  In 2000 he was recognized as the best actor of Kyrgyzstan of the twentieth century.

  For talented artistic embodiment of the images of Soviet people, for the creation of film works that educate young people citizenship, courage, love for the Motherland, he was awarded the Lenin Komsomol Prize in 1972, and for playing the role of Azat Bairamov in the film "Ulan" - the State Prize of the Kyrgyz SSR named after Toktogul Satylganov.

  Suimenkul Chokmorov was awarded the prize in the category "Award for Actor's Work" at all-Union film festivals four times: in 1972 in Tbilisi, in 1974 in Baku, in 1978 in Yerevan, in 1982 in Tallinn. He is the only actor in the USSR who was four times awarded the diploma of the Union of Cinematographers "For the Best Man's Role".

  For his debut role in the film "Shot at Karash Pass" Chokmorov received the title of Honored Artist of the Kyrgyz SSR, and in 1975 People's Artist of the Kyrgyz SSR.

  In 1981 he became People's Artist of the USSR.

  In 1990 S. Chokmorov was honored with the title of People's Artist (Painter) of the Kyrgyz SSR.

  C. Chokmorov is one of the outstanding actors of world cinema, not only of Soviet and Asian cinema, but also of world significance. Despite the fact that he came to cinema as a nonprofessional with no experience in cinema, he forever remained the greatest master.

  He represented the Soviet film art in many foreign countries of Europe, Asia and Africa as a popular film artist.

  He was seriously ill in childhood. To overcome the disease, he engaged in sports, played volleyball. During his years of study in Leningrad, he became a master of sports in volleyball, played in the student team of the city and was considered one of the best players. Later he played for the volleyball team of the Kyrgyz SSR.

This monument was built on the initiative of Sagynbek Abdrakhmanov, Chairman of the Public Foundation of Suimenkul Chokmorov, and on funds raised from Kyrgyz citizens.

Sculptor Azamat Abdrakhmanov.

Architect Nurseyit Mambetkaziev.